Одно или двухтрубная система отопления?Однотрубная система имеет свои недостатки в плане того, что теплоноситель по течению последовательно остывает и в последний радиатор поступает более остывший теплоноситель. Но это бывает не сильно критично. И гидравлический и тепловой расчет позволяет сделать более удобную однотрубную систему без особых потерь. Преимущество однотрубной системы в простоте монтажа труб и их количестве.
Двухтрубная система, в монтаже сложнее. Требует больше труб. Она позволяет подвезти к радиатору нагретый теплоноситель с температурой котла.
Преимущество однотрубной от двухтрубной системы в том, что можно сделать систему более сбалансированной по расходу к каждому радиатору. А двухтрубная система проигрывает в этом плане, если радиаторы находятся друг от друга на больших расстояниях. Но для этих целей существует петля Тихельмана, которая способна уровнять баланс расходов между радиаторами.
О том, как делать гидравлические расчеты систем отопления и водоснабжения разных схем написано тут:
http://gidroraschet.ruТрактовать цель выбора следует следующим образом:Выбираем двухтрубную систему отопления, считаем гидравлику и если расход на конечных радиаторах маленький превращаем двухтрубную в петлю Тихельмана (то бишь, в двухтрубную попутную). И если хотите с экономить на трубе делаем однотрубную систему. А лучше делать смешанную систему и делать гидравлический расчет и находить расходы и если расходы не удовлетворяют, то менять схему так, чтобы удовлетворить нужными расходами каждый радиатор.
Выбор между двухтрубной и однотрубной системой можно сравнить с аэродинамикой самолета например, Вам нужен быстрый самолет или медленный самолет. Быстрый самолет требует мощного двигателя и всегда поддерживать высокую скорость, иначе он не удержится на своих крыльях на лету. Медленный самолет требует слабого двигателя, но большие крылья.
Причем условие потребление ресурсов может быть одинаковым. Не стоит полагать, что маленький самолет будет потреблять больше топливной энергии.
Конечная цель обоих самолетов остаться в воздухе и поддерживать движение.
Если рассматривать самолеты на полезность перевозки груза, то тут тоже они могут быть одинаковыми.
Быстрый самолет сделает два рейса, но доставит столько же груза за тоже время.
Медленный самолет возьмет в два раза больше, но сделает один рейс.
Однотрубную систему можно сравнить с быстрым самолетом.
А двухтрубную систему с медленным самолетом.
Если глобально: Не одна из выбранных систем не может конкурировать над другой системой. Они по сути равны.
В зависимости от объекта и расположения радиаторов выбирается та или иная система причем она может быть смешанная (Сплетения между однострубкой, двухтрубкой и сложной схемой(петля Тихельмана)). Вы можете выбирать тупо двухтрубную систему и строить всегда большой тяжелый самолет и не понимая эффективности однотрубных систем (быстрых самолетов или вертолетов).
Программы для расчетов:
http://infobos.ru/str/756.htmlЗанимаюсь разработкой проектов систем водоснабжения и отопления:
http://san-montag.ru/proekt/http://gidroraschet.ruООО "ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ"